Любимец публики, отчаянный храбрец, он мог съехать на мотоцикле по Одесской лестнице. А когда услышал о первых летательных аппаратах, то "заболел" небом. Известный банкир-меценат предоставил ему средства для обучения лётному делу в Париже.
Но перед самой поездкой случилась беда: Уточкин вступился перед погромщиками за социалиста Палия и был жестоко избит ими. Вместо Уточкина поехал учиться его друг Ефимов. Он и полетел в Одессе первым. Вследом за ним поднялся в воздух и Уточкин. Сергей женится на любимой девушке, становится одним из известнейших лётчиков-спортсменов. Банкин Анатра (Ефим Копелян) купил для Уточкина аэроплан.
На потеху публики, на ярмарках Уточкин должен был отрабатывать подарок: летать в любую погоду, когда аэроплан мог разбиться. В июле 1911 года состоялся первый крупный всроссийский перелёт Петербург-Москва. Большинству лётчиков не хватила бензина, и они сделали вынужденные посадки.
Однако Васильев, которому Уточкин отдал свой бензин, долетел багополучно. Когда Уточкин вернулся в Одессу, он узнал, что его жена, не выдержала нищей бродячей жизни и ушла к банкиру Анатре. Уточкин решил пойти к императору просить помощи для русских авиаторов. Но Сергея допустили только до вестибюля Зимнегог дворца, а потом и вовсе упрятали в сумасшедший дом. По возвращении отуда Уточкин узнаёт радостную новость: русский пилот Нестеров впервые в истории сделал на своём самолёте мертвую петлю.
Сценарий фильма был написан Леонидом Траубергом (при участии С. Тимошенко) еще в 1940 году. Фильм начали снимать на студии "Ленфильм" Семен Тимошенко и Борис Бабочкин. Причем он оказался режиссерским дебютом Б. Бабочкина в кино. Он же был и первым исполнителем роли спортсмена, веломотогонщика, одного из первых отечественных авиаторов, Сергея Уточкина.
Война прервала съемки, но отснятый материал сохранился.