Картина посвящена легендарному воинскому соединению, созданному в 1919 году и прошедшему по дорогам гражданской славный боевой путь. Имена Буденного, Ворошилова, Пархоменко, Олеко Дундича, Дуплищева, других командиров и бойцов Первой Конной, сыгравшей значительную роль в разгроме белогвардейщины, навечно остались в народной памяти символами беззаветной отваги и мужества защитников революции...
В фильме участвовал Фомин — проводник вагона И.В.Сталина в период 1919-21 гг., на которого здесь была возложена роль консультанта. Сценарий обсуждался с участием наркома обороны СССР К.Е.Ворошилова и его заместителя Е.А.Щаденко.
Фильм конкурировал со снимавшейся тогда братьями Васильевыми картиной «Оборона Царицына», эпизоды с участием Сталина и Ворошилова редактировались на «самом верху», вся работа затянулась надолго. Съемки нового варианта фильма начались к осени 1939 года, когда картина неожиданно обрела вполне направленный пропагандистский смысл: мирный договор СССР с Германией и нападение Гитлера на Польшу придали фильму откровенно антипольскую направленность.
Осенью 1940 года картина наконец была завершена. К.Е.Ворошилов и С.К.Тимошенко фильм видели и оценили его отрицательно. Окончательное решение о принятии картины перенесли на срок после показа фильма С.М.Буденному и Кулику. Возможно, встал вопрос о новых переделках, но им помешала война и вместе с ней — новая политическая конъюнктура — антинемецкая, а не антипольская, резко отличная от прежней.
К тому же, запрещение в 1942 году второй серии фильма «Оборона Царицына» ясно показало, что новый политический курс изменился не только во внешней, но и во внутренней политике: после серии неудач на первом этапе войны. Сталин больше не хотел связывать свое имя с Ворошиловым и его поколением полководцев.