Жанр: драма, социальная драма
Режиссер: Маргарита Касымова
В ролях: Миравзал Миршакаров, Хабибулло Абдуразаков, А. Джураев, Абдулхамид Нурматов, Абдусалом Рахимов, Махмуд Тахири, А. Тулаев, Нозукмо Шомансурова, О. Клочко
История подростка, попавшего в дом к дяде-спекулянту. Линия фронта проходит вдалеке от Таджикистана, но война и здесь чувствуется во всем. Она в семьях без мужей и отцов, в проходящих на запад эшелонах, во встречных раненых, в дороговизне по-военному небогатого базара... Хотя фильм воспроизводит детали местного таджикского быта, в нем верно уловлены общие приметы военного времени.
Главное - это то, как складывается характер мальчишки, оставшегося без отца и, по существу, без матери и попавшего в недобрые объятия дядюшки. Дядя (его очень достоверно играет М.Тохири) хочет сделать из Хасана своего верного помощника, пособника в гнусных делах, паразита, который наживается на горе народа.
Фильм М. Касымовой показывает лишний раз, что и у 13-14-летнего паренька есть собственная голова на плечах, собственная совесть, собственное чувство ответственности. В картине при этом нет натяжек, нет нарочитого "овзросления" героя. Воспитанные окружающей жизнью нравственные устои оказались надежным помощником в неравной борьбе с философией дядюшки.
Мальчишечья совесть, во многом олицетворенная в образе отца-фронтовика, - не пустой звук. Мы видим, как мучается Хасан, когда продает мыло по спекулятивной цене безрукому моряку, мы верим в его бурный протест, когда он начинает раздавать опостылевшее мыло направо и налево...
Финал фильма - Хасан, уходящий по пустынной дороге, и дядюшка, остающийся на другом берегу, - подчеркнуто символичен, что, быть может, несколько противоречит бытовой манере произведения, но, во всяком случае, такой финал оправдан, он органичен для героя.
Фильм дублирован на киностудии имени М.Горького.